[новости][юбилей][история][школа сейчас][гостевая][карта сайта]

 

Cлово о настоящем педагоге

   Впервые о Петре Николаевиче Попове я узнал в 1944 году, еще когда учился в Нюрбинской средней школе. Средняя школа в Нюрбинском районе тогда была единственной. Других учебных заведений не было. Поэтому школа наша была настоящим культурным центром, кузницей кадров.
   Преподаватели имели в основном среднее образование. Педагогов с высшим образованием было единицы. Но с каждым годом прибывали все новые учителя, выпускники пединститутов. Все они были исключительно добросовестными работниками, преданными своему делу. Были среди учителей школы и участники войны: Павлов В.С., Золотарев В.Н., Чусовской А.Н. и многие другие.
   В коллективе трудились замечательные педагоги В.В. Андреева, В.М. Кондаков, К.И. и Г.Н. Самсоновы, М.Н. Игнатьева, Б.Н. Андреев, Г.В. Федоров, Е.Н. Сапожникова.
   Мне особенно запомнился из них Попов Петр Николаевич. Тогда он вел уроки физкультуры в начальных классах. Я же работал пионервожатым, был активным комсомольцем, выполнял различные поручения. Каким мне запомнился Петр Николаевич? Очень энергичным, подвижным, жизнерадостным. Это был человек с приятной доброй улыбкой, с великолепным чувством юмора. Петр Николаевич был очень простым в общении, умел находить общий язык со всеми. В то же время он отличался среди коллег особой принципиальностью, требовательностью и сдержанностью.
   Шли тяжелые после военные годы. Несмотря на трудности, это было время особого трудового подъема и энтузиазма. Везде царила атмосфера обновления, везде чувствовалась радость Великой Победы над фашизмом. Начав работать в Нюрбинской средней школе, в последующие годы я вел русский язык и литературу в средних классах. Одновременно выполнял обязанности секретаря комсомольской организации и члена месткома профсоюза. Работы хватало.
   В те годы Петр Николаевич работал завучем. Рабочий день у него начинался с посещения уроков. После он тщательно анализировал услышанное и увиденное на уроке. Он обращал внимание не только на преподнесение того или иного материала, его повторения и закрепления, но и на общий диапазон урока, на уровень владения новым материалом. Он добивался того, чтобы уроки велись интересно и познавательно, чтобы привлекался дополнительный материал - факты, события, связанные с современностью.
   Запомнился мне первый урок, на котором присутствовал Петр Николаевич. Надо заметить, что посещение урока всегда волнует учителя. Редко кто относится к этому спокойно, особенно в начале урока, во время опроса. На уроке говорили о А.С. Пушкине и о декабристах. Возможно, на реакцию Петра Николаевича сказалось то, что он был историком. Он остался очень довольным уроком. Ему понравились цитирования, оценка восстания декабристов, чтение наизусть, комментирование, словарная работа. Особенно понравился ему эмоциональный настрой учащихся, их ответы. В заключительном слове Петр Николаевич сказал, что в наслежных школах уроки русской литературы так содержательно и объемно не проводятся. Сказал, чтобы я так же продолжал работать. Эти слова меня окрылили, вдохновили. После такого внимания захотелось работать еще лучше, с большей отдачей. Я всегда вспоминаю тот урок с глубокой радостью и благодарностью. Ведь это были годы моего становления как учителя.
   Петр Николаевич всегда помогал молодым начинающим учителям. Он всегда внимательно слушал молодых коллег. С ним можно было поделиться со своими впечатлениями.
   Петр Николаевич был очень наблюдательным. Подмечал буквально все, не терпел фальши, показухи, легковесного эффекта. Более всего ценил аргументированность, последовательность, сопоставления. Причем был откровенен и искренен. Если замечал недостатки, говорил об этом прямо. С ним нельзя было не согласиться. Петр Николаевич хорошо знал индивидуальные психологические особенности учащихся. В этом я убедился, когда он вел историю в моем классе с 5 по 7 класс.
   Особенно запомнилось мне открытие в Нюрбе второй, семилетней школы. Это было в 1953 году. В это время решился вопрос об открытии месторождений и добычи алмазов. Бурное развитие алмазодобывающей промышленности повлекло за собой большие перемены в жизни района, республики, страны в целом. Нюрба стала своего рода центром. Сюда стали прибывать специалисты разных профилей, разных национальностей. В основном это были образованные молодые люди из центральных областей, полные сил и энергии. Некоторые приезжали целыми семьями. В Нюрбе во всю развернулось строительство жилых домов, социальных объектов, произошли большие изменения. Появился 192-ой авиаотряд. Населения стало намного больше. Поэтому и стал вопрос об открытии второй школы, сначала семилетней, а затем средней.
   Для Петра Николаевича началась новая полоса в жизни. Директором Нюрбинской семилетней школы был назначен участник Великой Отечественной войны Мартынов Андрей Васильевич - человек, имевший огромный опыт руководящей работы, трудолюбивый, тактичный, показавший себя хорошим организатором, пользующий авторитетом и уважением. Его заместителем по учебной части был назначен Петр Николаевич. Надо сказать прямо - базы никакой не было. Был только ученический контингент. Старое ветхое здание, не было учебных пособий, технических средств обучения, библиотеки, физзала, мастерской, школьной мебели. Не было даже нормального электрического освещения. Словом, не доставало всего необходимого.
   Сколько же дум пришлось передумать Петру Николаевичу, сколько ночей не доспать, чтобы в таких условиях начать свою работу. Каким же надо было быть оптимистом, чтобы все это преодолеть.
   Был создан совсем новый коллектив, который надо было сплотить, подвести к единым целям и задачам. С этим Петр Николаевич и Андрей Васильевич справились успешно. Из числа учителей, которые работали в Нюрбинской семилетней школе, вышли замечательные педагоги. Среди них - В.Н. Надежина, З.В. Мамрукова, Ю.П. Очуров, Е.И. Васильев, М.С. Пустовая, В.Д. Шлемова и многие другие.
   Попова Петра Николаевича и Мартынова Андрея Васильевича вполне можно отнести к тем, кто помог становлению Нюрбинской средней школы №2. Благодаря их упорному, кропотливому и благородному труду, их высокой ответственности за судьбу школы, школа из семилетней переросла в среднюю, стала одной из лучших в районе.

П.В.Перфильев учитель НСШ№2

 

[новости][юбилей][история][школа сейчас][гостевая][карта сайта]
   
2003, © C.P.S. - Pro doma suo. Black banner.
Хостинг от uCoz