[новости][юбилей][история][школа сейчас][гостевая][карта сайта]

 

Педагогическая деятельность в Нюрбинской средней школе №2

  Начну рассказ с приказа № 262 Нюрбинского районного отдела народного образования от августа 1953 года (заведующий Алексеев А. Г.). «На основании приказа № 7- 105 Минпроса Якутской АССР от 10 апреля 1953 года в селе Нюрба на базе начальных классов Нюрбинской средней ШКОЛЫ № 1 с 1 сентября 1953 г. открыть семилетнюю школу, которую именовать Нюрбинской семилетней школой».

1.
  Назначить учителями следующих товарищей:
  1. Мартынова А. В. - директором с 25.08.53 г.
  2. Попова П. Н. - завучем с 18.08.53 г.
  3. Иванову Г. И. -учит.1 класса с 20.08.53 г.
  4. Королеву Н. Н. - учит. 2 класса с 1.09.53 г.
  5. Кондакову В. Г. - учит. З класса с 25.08. 53 г.
  6. Попову М. С. - учит. 4 класса с 25.08.53 г.
  7. Плющеву Р. Г. - преп. русского языка с 25.08.53 г.
  8. Перфильева П. В. - преп. русского языка с 25.08.53 г.
  9. Платонова В. Г. - преп. якутского языка с 25.08.53 г.
  10. Малыгина А. Н. - преп. математики и физики
  11. Червякову Е. В. - преп. математики и физики
  12. Иванову М. С. - преп. биологии и химии
  13. Дуянова Е. С - физруком
  14. Винокурову Л. Г. - старшей пионервожатой
2.
  Во вновь открываемую Нюрбинскую семилетнюю школу из Нюрбинской средней школы передать все русские классы с 1-го по 7-ой класс и якутские классы «б» с 5 по 7 класс. Всего с 1 по 7 класс 10 (десять) классов - комплектов.
3.
  Сохранить за вновь открываемой школой право пользоваться на равных правах всеми наглядными учебными пособиями, учебниками и библиотекой Нюрбинской средней школы.
4.
  В распоряжение вновь открываемой школы передать здание начальных классов Нюрбинской средней школы со всеми имуществами и материальными ценностями и.т.д.
  Так образовалась Нюрбинская семилетняя школа. Педагогический коллектив в основном был молодой. Опытными учителями были Мартынов Андрей Васильевич - участник Великой отечественной войны, Попов Петр Николаевич - зам. директора. Он в 1944-45 уч. году преподавал Конституцию СССР в НСШ, когда я училась в 7 классе. Иванова Галина Ивановна, Кондакова Вера Григорьевна учила меня по географии также в 7 классе, Платонов Василий Григорьевич - мой учитель во 2 классе в Чаппандинской семилетней школе и Малыгин Александр Николаевич. Королева (Стародворская) Надежда Николаевна, Попова (Пустовая) Муза Степановна, Винокурова Людмила Георгиевна - начинающие учителя. Мне тогда было всего 22 года, с двухгодичным стажем учительской работы. Педколлективу пришлось трудиться в самых тяжелых условиях. Не хватало учебников, учебных принадлежностей, даже тетрадей, чернил и ручек. Не было наглядных пособий, почти отсутствовала педагогическая и методическая литература.
  Здание школы старое, классы тесные, освещение было слабое, парты маленькие. Школа работала в 2 смены, утром занимались начальные классы, вечером так называемые старшие классы. Классных комнат не хватало. Помню, я вела математику в 5 классе в комнате, отгороженной от коридора без классной доски и без учительского стола. Благо в 5 классе учащихся было меньше 10. Отопление печное. Помню, в 5 классе училась Мухоплева Рита, после школы она окончила Магаданский педагогический институт и стала педагогом. Училась и Романова Люция, ставшая артисткой, в данное время живет в Канаде. Запомнились дети, которые учились увлеченно, старательно и, соответственно, успешно. Отличное ведение тетради, прекрасные рисунки, чертежи, четкие лаконичные ответы на вопросы учителя на уроках физики, все это было у Бори Романова. И он учился на «отлично» по физике в 6, 7 классах. Хорошо учились и Люба Мунчанова, Зоя Мордовская, Рая Иванова, Кондратьев Толя, Буцик Юра и другие. Они по математике получали отличные отметки. Старательной ученицей была и Андросова (Бойко) Светлана. В 1955-56 у.г. был выпущен 7 «а» класс, где я вела математику. Перейдя в 8 класс они попали в руки математика НСШ Иноземцевой Ники Панфиловны. Когда узнавала у нее об учебе своих учеников, она отвечала: «Очень хорошо. Просто молодцы». Этими словами меня наградила моя бывшая учительница математики Ника Панфиловна, и для меня эта была высшая награда. С благодарностью вспоминаю первого нашего завуча Попова Петра Николаевича. Если скажу, что он был душою коллектива учителей, наверное, не ошибусь. Всегда жизнерадостный, даже веселый, он поднимал наш дух, настроение. Ведь я знала его и как учителя Конституции СССР. Мне легко давался этот предмет и переводной экзамен по нему за 7 класс сдала на «хорошо». Петр Николаевич с учителями работал индивидуально и мне, например, уделял особое внимание, как начинающему учителю. Посещал уроки, проводил контрольные работы. Хотя помещение было старое, маленькое, мы все положенные внеклассные мероприятия проводили, вкладывая всю душу, выдумку и умения.
  Помню, проводили неплохие новогодние праздники. Вспоминать грустно и, в то же время, бывало смешно в некоторых случаях. Мне, как классному руководителю, надо было подготовить пакетики для детских подарков. Никаких готовых пакетиков не было в продаже, надо было самой придумать. Эти пакетики я изготовила из газет одинакового размера и нарисовала елочки акварельными красками. Они получились вполне приличными (мне так показалось). Когда я принесла их в школу, учителям они тоже понравились. Послевоенная жизнь учителя была очень трудна, это вы, наверное, представили из моего маленького рассказа. Самыми активными учителями были Королева Н. Н., Шахурдина Ю. С. и многие другие. Музе Степановне Поповой (Пустовой) тогда было всего 18 или 19 лет. Она приехала в Нюрбу, окончив Вилюйское педучилище. Совсем юная и очень красивая. В 1954 г. приехала из Якутска, окончив учительский институт, Мамрукова Зинаида Васильевна и стала преподавать географию. Так, постепенно рос учительский состав. Прибыли Надежина В. А., Речкунова Л. В. - историк и др. В то время в отделе народного образования работал инспектором Шадрин Григорий Абрамович. Человек он был пунктуальный, энергичный, требовательный, доброжелательный, честный и справедливый.
  Конец 1953-54 учебного года. Мне следовало принять экзамен по арифметике в 5 классе (это тот же класс, который приняла в 8 кл. Ника Панфиловна). Только начала принимать экзамен с одним ассистентом, является Шадрин Г. А. Он об этом заранее не предупреждал. Сидел до конца экзамена, задавал дополнительные вопросы. Я за этот случай Шадрину Г. А. очень благодарна. Оставалось подтянуться. Вот таков был Шадрин Григорий Абрамович, преданный своему делу, делу контроля и руководства. Он постоянно проверял ход экзаменов, добирался до дальних школ пешком. С 1950 по 1961 г. народным просвещением в Якутии руководил министр Захар Прокопьевич Саввин (1915 г.р.), участник Великой отечественной войны 1941-45 г.г., дважды награжденный орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, несколькими боевыми медалями, в том числе «За взятие Будапешта». Пятидесятые годы - годы восстановления разрушенного войной хозяйства, коренного улучшения учебно-воспитательной работы школ. Стояла задача осуществления семилетнего, затем, восьмилетнего обязательного обучения детей. Нужно было строить новые школы, интернаты, мастерские и т.д. Следовало улучшить качество подготовки учительских кадров на курсах. Перед учительством стояла задача перестройки системы народного образования, в частности, по составлению новых учебных планов, программ, учебников и учебно-методических пособий. В 1956 г. я поехала в Якутск поступать в пединститут. Когда проходила медицинское обследование, у меня нашли серьезное заболевание и не допустили к дневному обучению. В то время еще одно препятствие - институт преобразовался в университет. При поступлении в университет на второй курс нужно было сдавать разницу - много экзаменов. А я к этому не была готова. Пришлось вернуться в Нюрбу и хорошо подготовиться, поправить здоровье. В августе из Якутска в Нюрбу плыли на пароходе с Мамруковой Зинаидой Васильевной. Вдвоем нам было весело. Таким образом, в 1956-57 у.г. мне пришлось по состоянию здоровья проработать в вечерней школе сельской молодежи. Лечилась усиленно. В итоге, в августе 1957 г. врачи разрешили мне работать с детьми. В школе не было вакансии учителя математики, поэтому новый директор Алексеев А. Г., завуч Иноземцева Н. П. назначили меня библиотекарем. Тогда зав. РОНО был Попов Петр Николаевич. Ника Панфиловна сказала мне, что будет использовать меня на замену учителя математики. Осенью 1957 года прошла практику библиотекаря в детской библиотеке у Григорьевой М. и Аммосовой П.
  В то время в вечерней школе преподавали учителя дневных школ. В районе не хватало учительских кадров. Мне один год пришлось работать в двух образованных средних школах одновременно в 3 смены. В 1957 г. прошла курсы библиотекарей в ЯИУУ. С 1958-1962 г. работая библиотекарем, преподавала математику в 5-7 классах. В 1962 году меня, наконец, освобождают от работы в библиотеке (приказ РОНО № 231 от 11.08.62 г.) Таким образом, библиотекарем я проработала 6 лет, ведя уроки математики, а часто и физики. До приезда Блинова С. Е. в школе не было физика, поэтому уроки физики вел Малыгин А. Н. в старших классах, а в 6-7-ых классах я.
  В 1961 году я поступила в Якутский государственный университет на физико- математический факультет (отделение математики), заочно. Срок обучения в заочном отделении составлял 6 лет. Не отставая от учебы, в 1967 году получила диплом математика, успешно защитив дипломную работу на тему «Преподавание геометрии в 6 классе». Библиотеку сдала Тамаре Куклиной. Она еще стала работать бухгалтером по совместительству. После нее школьную библиотеку приняла Аргунова Нина Прокопьевна. В 1957 г. фонд библиотеки составлял 100 книг, при сдаче он составлял более 1500. Часть книг была приобретена на школьные средства, а часть собрана у школьников. Проводились читательские конференции, утренники, выпускались библиотечные плакаты. Во время новогодних праздников оформляли комнаты сказок. Помогали активные читатели, учитель рисования Аргунов Дмитрий Иннокентьевич. Некоторые мероприятия запомнились, например, утренники для младших школьников по произведениям Маршака, Аркадия Гайдара, читательские конференции по произведениям Жюля Верна «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой» для средних классов. Проводить эти мероприятия помогали учителя русского языка и литературы начальных классов (Перфильев П. В. и другие). Много читали Еврасова Люда, Савченко Алла, Ноговицына Февралина, Иванова Роза, Шубин Виктор и младшие школьники. Тесную связь с библиотекой имели из учителей: Перфильев П. В., Власова Н. М., Таюрский М. М., Науменко В. М. и др. Постоянную методическую помощь математикам оказывала завуч, затем, директор школы Иноземцева Ника Панфиловна. Сама проводила для математиков открытые уроки. Математики школы проводили открытые уроки для учителей района. Это организовывал зав. методическим кабинетом Миронов А. А. В 6О-х годах математиками работали Блинова А. М., Каликина Т. М., Лактионова, Корнева, Иноземцева Н. П., Малыгин А. Н. и я, физиками Науменко В. М., Блинов С. Е., Кухаренко Н. Т. В то время коллектив НСШ № 2 был молодой, самым старшим был Таюрский М. М. Он ушел от нас на заслуженный отдых (на пенсию), Меркурий Михайлович - участник гражданской войны, заслуженный учитель школ ЯАССР, кавалер ордена «Знак Почета», отличник народного просвещения. Его забыть невозможно. Человек степенный, спокойный, рассудительный, как говорят «слов на ветер не бросал». Умел говорить с малышами, был прекрасным собеседником. Мне посчастливилось работать с ним в одной школе и беседовать на различные темы. Меркурий Михайлович, когда не был согласен с мнением собеседника, всегда очень тактично возражал и отстаивал свою точку зрения, таким образом, он вопрос открытым никогда не оставлял. А бывают люди, которые из вежливости соглашаются, а на душе оставляют какой-то осадок. Таюрский М. М. был открытым и уверенным в себе человеком.
  На педсоветах я слышала о хорошей работе учителей начальных классов: К. И. Самсоновой, залуженной учительнице ЯАССР, Ивановой Г. И., отличника народного образования, Малышевой Капитолины Петровны. Это были уже опытные учителя. Самсонова К. И. тоже ушла на пенсию от нас. Ксенья Иннокентьевна очень добрая, отзывчивая, готовая всегда помочь любому человеку. Хорошо помню ее доброту в одном важном вопросе. Школу нашу считали русской, так как обучение проводилось на русском языке, якутский язык не изучался как предмет. Ксенья Иннокентьевна, по просьбе некоторых интеллигентов села, брала в 1 класс детей, почти не говоривших на русском языке. Ни от кого не отказывалась, и потом, упорным трудом добивалась знания русского языка. Так многие ребята закончили успешно школу, затем высшие учебные заведения.
  Усовершенствовали свою педагогическую деятельность и многие молодые учителя: Надежина В. А., Шлемова В. В., Пустовая М. С., Власова Н. М., Рокина Г. М., Коробова В. А. и др. Это были старательные, любящие свое дело и детей учителя. Добросовестно, со знанием дела, трудились химик Провоторова Н. И., историк Копченова В. Т., физик Блинов С. Е., учителя физкультуры Павлов И. П., Очуров Ю. П., учителя иностранного языка Калиновская В. М., Семенова У. К., географ Мамрукова З. В., историк Шадрина К. Г., биолог Андреев Б. Н., которого знает вся республика и др. Эти педагоги впоследствии получили высокие правительственные награды. Их жизнь и педагогическая деятельность заслуживает повествования в виде романа или другого вида прозы, или поэмы. Когда я была в с. Эльгэй, впервые в краеведческом музее, созданном Б. Н. Андреевым, написала в книге отзывов словами А. С. Пушкина: «Пусть слух о Вас пройдет по всей Руси Великой». Это получилось действительно так.
  В 50-60 годах руководили школой (работали директорами):
  Мартынов А. В. (1953-54 у.г.), Павлов В. С. (1954-55 у.г.), Золотарев В. Н. (1955-56 у. г.), Васильев Е. И. (1956-57 у.г.), Алексеев А. Г. (1957-1960), Иноземцева Н. П. (1960- 1964), Новопашин Н. П. (1964-1967 у.г.), Скороженко П. Г. (1967-77 у.г.), и.о. директора Червякова Е. В. (1977-78 у.г.), и.о. директора Гончарова Л. В. (1978-79 у.г.), Червякова Е. В. (с апреля 1979 г. по 1981 г.), Голыбдин И. Я. (с IX 1981 г. по настоящее время).
  Долго и добросовестно трудились завучи Разгулина Римма Николаевна, Афанасьева Капитолина Ивановна. Прикладывали все свои усилия зав. учебной частью, но в короткое время Рокина Г. М., Алексеева Г. П., Егорова Л. Н., Федорова В. Б., Васильев Е. И. Большой вклад в дело воспитательной работы школы внесли организаторы внеклассной работы Харитонов Н. И., Гончарова Л. В., Бойко С. Д. О них я напишу еще позже.
  При директоре Иноземцевой Н. П. расширился школьный двор, появились мастерская и домик для ведения уроков домоводства, а в котельной две печи переоборудовали в одну. Ремонт школьного здания проводили силами учителей и учащихся. Школа стала с производственным обучением, с 11 классом. В производственном обучении помогала Амакинская геолого-разведочная экспедиция, переименованная в 1949 г. Основана была как Тунгусская при Восточно-Сибирском геологическом управлении в 1947 г. Первым начальником экспедиции был Сафьянников И. Н., научным руководителем - Одинцов М. М. Весной 1952 г. Амакинская экспедиция базируется в с. Нюрба. База строится быстрым темпом, и в том числе, новое здание нашей школы на 280 мест в 1957 г. Начальником в то время был Бондаренко М. Н. Наши старшеклассники обучались специальностям геологии. Иноземцева Н. П. директором проработала 4 года с 1960-1964 г.г. В это время осуществлялось производственное обучение.
    В школе в единственном 8-ом классе учились в 1960 г.:
  1. Алексеев Рево - геолог
  2. Вотякова Нина - педагог
  3. Сергеева Люда - педагог (математик)
  4. Еврасова Люда - работала в Нюрбинском авиаотряде
  5. Ноговицына Февралина - языковед, искусствовед
  6. Мухоплева Галя - педагог
  7. Митрофанова Люда - медучилище
  8. Софронова Лида - русский язык и литература, ЯГУ
  9. Иванова Роза - умерла
  10. Тогуллахов Илья
  11. Сухаринов Володя - геолог
  12. Николаев Володя - строитель
  13. Романов Март - Новосибирский институт (физ-мат)
  14. Николаев Виктор - Рижский авиаинститут
  15. Илистярова света - медучилище
  16. Протопопова Клара - русский язык и литература
  17. Крылова Галя - юридический институт
  18. Винокуров Яков - Рижский авиаинститут
  19. Семенов Слава - авиаинститут
  20. Кошелев Сергей
  21. Червякова Света - педагог (английский язык)
  22. Пушкарева Галя - геолог.
  Классным руководителем была Блинова Александра Митрофановна. Ребята учились в две смены. В первой смене обучение проходило по обычной программе, а во второй смене учащиеся изучали геологию, геодезию, топографию, геофизику и обогащение драгоценных металлов. Преподавали геологи Амакинской экспедиции Смирнов Геннадий Иванович - кандидат геологических наук, Балакшин Георгий Дмитриевич, Смирнов Владимир Николаевич, Попов Иван Петрович, Рябоконь Михаил Афанасьевич и др. Класс делился на две группы: геологов и обогатителей. Занятия проходили по расписанию. Практика проводилась в камералке, а после 10 класса в поисково-разведывательных партиях и обогатительной фабрике на речке «Тонуо». Проводили съемку местности, используя нивелир и теодолит.
  Осенью 1960 г. проходили практику, выполняя штукатурные и малярные работы в медицинском городке. На работу возили со двора школы на грузовике. Летом работали на ремонте школьного здания: белили и красили.
  Был урок электротехники. В неделю 1 раз специализация, работали в течении полутора часов в ремонтной мастерской на токарном станке. Мастер учил делать гайки, шурупы. В 11 классе сдали экзамен по минералогии. По окончании школы вместе с аттестатом получали свидетельства штукатура-маляра 3 разряда, токаря 3 разряда и обогатителя 3 разряда.
  Преподавали: Васильев Е. И. - русский язык и литературу, Копченова В. Т. - историю, Блинов С. Е. - физику, Блинова А. М. - математику, Мамрукова З. В. - географию, Провоторова Н. И. - химию, Калиновская В. М. - английский язык, Семенова У. К. - немецкий язык, Очуров Ю. П. - физкультуру. Получили аттестат и свидетельства об окончании производственного обучения 20 человек. В то время завучем работала Разгулина Римма Николаевна. Она преподавала историю. Институт усовершенствования учителей направлял в то время учителей в Липецкую область за опытом работы. Поехала в г. Липецк Иноземцева Н. П. Она пробыла там 2 недели, тщательно ознакомилась с работой передовых школ. Приехав обратно в Нюрбу, обучала учителей своей школы методам работы липецких школ. Обучение проходило по деловому, серьезно в виде семинаров. Методика проведения уроков математики мне понравилась. Например, комментирование решений задач, примеров, различных упражнений стала применять почти на каждом уроке. Проведение практических и лабораторных работ на уроках геометрии в 6 классе - это в обязательном порядке в течение всей педагогической деятельности. Метод комментирования при выполнении упражнений, решении задач помогал развитию речи, логическому мышлению учащихся. Проведение лабораторных, практических работ на местности помогает закрепить знания учащихся. Если применять эту методику в преподавании с 4-8 класс систематически, логическое изложение материала на научной основе чистым математическим языком будет обеспечено твердо. Уже в 9 классе дети могут излагать свою мысль связно, логически четко, без лишних слов, очень лаконично. Если учитель добился этого, то учащимся будет легко учиться дальше, даже в высших учебных заведениях. Безусловно, речь идет и о другой методике обучения. Применять какой метод на данном уроке зависит от темы урока, класса и от уровня знаний учащихся.
  В 50-60 г. не было должности организатора внеклассной работы. Поэтому воспитательной работой вне класса занимались учителя, завучи, сам директор и старшая пионервожатая. Директора Алексеев А. Г., Иноземцева Н. П. особое внимание обращали на эстетическое воспитание детей. Хорошо организовывалась художественная самодеятельность учителей и учащихся. Постоянно действовал хор учителей и учащихся. Активными были Буцке В. С., Перфильев П. В., Очуров Ю. П., Блинова А. М., Надежина В. А., Мамрукова З. В., Стародворская Н. Н., Шахурдина Ю. С. и другие. Участие принимали все учителя по мере своих способностей, никто в стороне не стоял.
  Под руководством Иноземцевой Н. П. проводили открытые мероприятия для учителей района - литературный вечер в старом клубе «Геолог» Амакинской экспедиции. Когда сгорело это здание, геологи построили новый, который до сих пор существует. Постоянно ставили платные концерты силами талантливых школьников, всем руководила Шубина Г. С. - учитель пения. Директором был приобретен за большие деньги духовой оркестр, но он использовался частично. Работа по эстетическому воспитанию имела продолжение и в последующие годы. С 1964-67 (3 года) директором школы работал Новопашин Н. Г.
  До открытия музыкальной школы в селе музыкальным образованием в частном порядке занималась Буцке Вера Сергеевна - учит. немецкого языка. В 1963 году открывается детская музыкальная школа, 1-ым директором которой работал Березкин Л.В., затем Иващенко, преподавателем Федорова Ф. Ф. Некоторые наши учащиеся поступили в музыкальную школу, а преподаватели вели уроки пения. Федора Федоровна вела хор учителей и учащихся в нашей школе. Помню, Иващенко говорил о героической настойчивости родителей, что нужно давать звание Героя Соцтруда тем, чьи дети закончили музыкальную школу. Будучи очень скромным человеком, он о себе ничего не говорил. Федорова Ф. Ф, совместно с районным клубом систематически проводила музыкальные вечера, посвященные великим композиторам. Запомнился вечер, посвященный Бетховену. Для написания доклада о жизни и деятельности композитора Федора Федоровна книгу брала у меня. В то время с хорошими книгами в селе было трудно. Наша школа располагалась недалеко от здания музыкальной школы, позже в этом здании существовал музей «Дружбы народов». Нам было удобно установить тесную связь с преподавателями этой школы. Имела дальнейшее развитие и художественная самодеятельность, совместно с молодежью Амакинской экспедиции ставились концерты, маленькие пьесы.
  В 1963 году я вступила в ряды КПСС, когда секретарем ППО была Разгулина Р. Н., а 1 секретарем РК КПСС В. Г. Лыглаев. В 1964 г. меня выбирают секретарем ППО школы. Пришлось работать в сотрудничестве с директором школы Новопашиным Н. Г. Интеллигентный, порядочный, всегда подтянутый, вежливый и очень тактичный. Он был человеком разносторонне развитым: фотограф, механизатор, хорошо разбирался в любой технике, дети подчинялись ему без пререканий, так как требования ставились справедливые. При нем я получила две Почетные грамоты: за хорошую подготовку команды юных математиков (на районной олимпиаде школьников по математике мои ученики заняли 1 и 2 места) и за активную общественную работу от РК КПСС (1 секретарь РК КПСС Герасимов П. М.) в марте 1965 г.
  В 1963 году от округа № 39 выбрали меня депутатом поссовета. Два года работала председателем постоянной комиссии по народному образованию. В 1964-65 годах работала инспектором детской комнаты милиции на общественных началах. Со старшеклассниками проводили систематически рейды. Велась постоянная работа с родителями.
  С октября 1966 года я начала работать инспектором школ района в отделе народного образования (приказ РОНО от 14.10.66 за № 181). Тогда заведующим РОНО продолжал работать Захаров А. Т. С ним мне пришлось проработать всего один год. Его направили директором в Антоновскую среднюю школу. Заведующим РОНО был назначен Кардашевский А. Г. Мне было поручено выполнять обязанности инспектора по кадрам, по математике, физике, черчению, по опеке и попечительству. Не было освобожденного председателя райкома профсоюза учителей, на общественных началах эту обязанность выполнял Николаев Н. Н. - учитель НСШ № 1. Мне поручили готовить дела учителей к награждению и добиваться утверждения на президиуме райкома профсоюза. Другие сотрудники также помогали Николаеву Н. Н. в его разных профсоюзных делах. Тогда мы проводили всем коллективом различные мероприятия для учителей: январское и августовское совещания, семинары, торжественные вечера ко дню учителя в районном доме культуры, в клубе «Геолог» и т.д.
  Инспекторы Иннокентьев Н. И., Иннокентьев Н. Н., Федоров Ф. Г., Оксана Потапова, позже Светлана Шилова, методист Миронов А. А. и некоторые учителя выезжали в наслега для инспектирования школ. Эти посещения мне нравились, хотелось увидеть что-либо интересное, новое, познакомиться с сельчанами и учителями. Добрые, гостеприимные, дорогие нам учителя, директора школ не забываемы. Мария Дмитриевна Николаева - учительница русского языка (Мальжегар), математик Николаев Н. А., директор Хатынской школы (в то время) Анисимов И. С., Дарья Павловна Григорьева - учительница русского языка, Павлов Д. И. - директор Егольжинской школы, Мария Михайловна Михайлова - математик в 1 Кангалассе, Васильева Татьяна Васильевна - математик (в то время с мужем Михаилом жили в Хоруле) и многие другие. Не могу забыть наше чаепитие у гостеприимных доярок фермы «Кыhыл» в Чукаре, шутки, смех. Добрым, веселым нравом отличались Миронов А. А., Иннокентьев Н. Н., Федоров Ф. Г. Молодые, полные энергии люди, ведь нам тогда было по 30 с небольшим лет. Кардашевский А. Г. назначил меня куратором в НСШ № 2. Это моя родная школа и я с удовольствием часто посещала свою школу. Директор Скороженко П. Г. имел самый близкий контакт с инспекторами и заведующим РОНО, часто посещал бухгалтерию по долгу службы. Мы, естественно, были в курсе всех школьных событий. «Болел» за свою школу и завхоз Афанасьев И. Н. Он бывал на приеме у заведующего РОНО, у главного бухгалтера Иванова Н. И., даже у председателя райсовета Данилова Э. Ф., позже у Лыткина Н. Н. по хозяйственным делам. Захаживал и к моему отцу домой, Червякову В. С. - директору лесхоза, озабоченный тем, что у учителей кончаются дрова, а в мастерской нет делового леса, просил помочь. Мама моя уважала его, рассказывала о том, что он в 30-ых годах работал учителем в Чаппанде. В то время председателем райисполкома был Данилов Э. Ф. Я готовила и представляла на утверждение исполкома дела усыновления, опеки и попечительства. Мой отец, Червяков Василий Семенович, участвовал на заседаниях исполкома райсовета как внештатный заместитель председателя. Эту должность он добросовестно исполнял до конца жизни. Был депутатом райсовета и председателем постоянной комиссии по торговле. Получилось так, что эстафету у него приняла я. Умер он в декабре 1968 года.
  В конце 1967 г. меня выбрали секретарем ППО при райисполкоме. Тогда в эту партийную организацию входили членами работники районо, райисполкома, ветстанции, поссовета, райфо, лесхоза. Всего членов было 40 человек. Руководило парторганизацией бюро из 7 человек, заместителем секретаря был Алексеев Г. А. - директор лесхоза. Чаще проводили заседания бюро парторганизации и рассматривали вопросы организационного характера, например, участие на коммунистическом субботнике, других субботниках по заготовке дополнительных кормов для совхозного скота, уборке картофеля, заготовке сена, по разгрузке барж во время навигации и др. Партийная организация и профсоюз организовывали выезд в совхозы по заготовке дров в Мальжегар, Нюрбачан и др. Работал штаб. Председатель профсоюза Федоров Р. И. выпускал стенгазету по итогам субботников. Председатель райисполкома Лыткин Н. Н. Награждал победителей соцсоревнования.
  Еще во время работы в РОНО в 1968 году меня на районной конференции женщин избрали председателем районного женсовета. В совете членами были инициативные и опытные активистки Егорова К. А., Скороженко А. М., Федорова Е. А. и др. Эта общественная работа длилась 4 года. В районе тогда действовало 38 комитетов женщин. Мои частые командировки в наслега помогали встречаться с председателями комитетов. На местах обсуждались злободневные вопросы и устранялись недостатки. Санитарное состояние сел, детских учреждений, торговых точек, пекарен, бань, а также их работа - это тот круг вопросов, который интересовал женсовет. Условия труда и быта, зарплата, поощрения, распределение дефицитных товаров - забота местных комитетов женщин. Хорошо работали активистки Малыкая, Аканы, авиапредприятия, Амакинской экспедиции, Чаппанды и другие. В школах женкомитеты не создавались, учитывая женский коллектив школ, который по долгу службы занимался воспитанием детей. Хорошо участвовали в данной общественной работе Скороженко А. М., Данилова Е. М., Саввинова П. С. (Малыкай), Григорьева Д. Н., Романова (Акана) и многие другие. Это я к тому, что женщины района - это родители учащихся школ. Работая в женских комитетах и проводя работу среди населения, они помогали улучшить жизнь, быт, питание детей, облегчить учительский труд в воспитании и обучении учащихся.
  Женкомитет Амакинской экспедиции (предс. Скороженко А. М.) помогал многодетным семьям, например, семье матери-героини Работенко оказал материальную помощь на сумму 360 рублей (холодильник, одежда, продукты и предметы домашнего обихода). Организовал ремонт квартир, подвоз дров. В Акане женкомитет (пред. Григорьева Д. Н.) совместно с наслежным советом распределял дефицитные товары, выделял сенокосные угодья жителям наслега. Женщины Нюрбинского авиаотряда (Данилова Е. В., Удод А. Н.) оказывали систематическую помощь воспитанникам детдома. Проводили новогодние праздники, дарили подарки от Деда Мороза и участвовали в других мероприятиях детдома.
  Три года тому назад, приехав в Нюрбу, Барановская З. С. возмущалась по поводу плохого санитарного состояния города. Говорила мне по старой памяти, куда смотришь, Евдокия Васильевна, почему это допустила?! Милая, беспокойная, добрая Зоя Степановна не забыла свою Нюрбу, до сих пор «болеет» за свой родной город, где прошла ее молодость, ее беспокойная трудовая деятельность. Сыновья ее Сережа и Коля, дочь Люда, внук Андрей, внучка - выпускники НСШ № 2.
  В апреле 1969 г. состоялся съезд женщин Якутской АССР. Участвовала делегация Ленинского района в составе: Иванова Елена Егоровна - инструктор РК КПСС, Саввина П. С. - председатель женкомитета Малыкая, Червякова Е. В. - председатель районного женсовета и др. Заслушали доклад председателя Верховного Совета ЯАССР Овчинниковой А. Я. «О задачах женщин Якутской АССР в хозяйственном и культурном развитии республики навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина». Затем, доклады председателя Совмина ЯАССР ИИ Петрова «О задачах развития народного хозяйства республики» и заместителя заведующего отдел пропаганды и агитации А. М. Полякова «Задачи идеологической работы». Далее выступили Н. В. Черский, председатель ЯФСООН, зам. министра просвещения И. И. Григорьева, главный педиатр ЯАССР Н. И. Ковалевская и др. Выступили и наши делегаты Саввина П. С. и я вручила подарок делегации Магаданской области, председателю исполкома Чукотского Автономного округа Анне Нуте-Тэг-Рэне.
  В сентябре 1969 г. республиканский женсовет направил меня в Москву для участия в работе семинара - совещания, посвященного подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тема семинара - «Участие комиссий по работе среди женщин, советов и комитетов профсоюзов и женских советов во всесоюзном общественном осмотре культуры производства и в решении задач дальнейшего улучшения условий труда и быта работниц». На этом совещании было много выступлений. Выступила и первая женщина-космонавт, Герой Советского Союза, председатель комитета советских женщин Николаева-Терешкова В. В., она всем нам вручила подарки (платок и значок). Этот подарок храню до сих пор.
  20 марта 1969 года состоялась сессия районного Совета депутатов трудящихся. Участвовали вновь избранные депутаты райсовета. На этой сессии председателем избран Лыткин Н. Н., заместителем председателя Червякова Е. В., секретарем Федоров Ф. Г. Распределили обязанности между собою. Мне предстояло руководить торговлей, культурой, медициной, народным образованием, спортом, бытовым обслуживанием. Руководителями этих отделов были молодые, энергичные, знающие свое дело люди.
  Торговля - председатель райпотребсоюза Кузьмин Д. М.
  Культура - Заведующий Федотов С. П., после него Уткин К. Д.
  Медицина - главный врач медобъединения Егорова Е. Н., после нее Шадрин Ф. Е.
  Народное образование - заведующий Кардашевский А. Е., после него Иннокентьев Н.Н.
  Спорт - председатель спорткомитета Семенов П. Н.
  Председатель общества «Урожай» Корякин В. Г.
  Бытовое обслуживание - директор быткомбината Николаев М. М., после него Бочоев И. И.
  Работы было много. Все отделы работали дружно. Народное образование не может самостоятельно существовать без культуры, спорта, медицины и т.д. Большая работа была проведена по укреплению материальной базы всех этих отраслей, между данными отделами существовала самая тесная связь. Построены здания школ в Чаппанде, Чукаре, Мальжегаре, в Нюрбе (НВШ № 3), здание интерната в Мархе, здание отделения терапии, туббольницы, аптеки, пекарни, бани, складские помещения и т.д. Не перечислить все ведомственные постройки по линии СМУ, ПМК-612, Амакинской экспедиции, Авиаотряда. Жилищное строительство шло быстрым темпом, только по линии райсовета возводилось по два 12-кв. дома в году.
  По почину трудящихся Московской области наш район принял Обращение по достойному выполнению задания 8-ой пятилетки за 4 года 9 месяцев. 4 ноября 1970 года состоялась ХI сессия Ленинского районного совета депутатов трудящихся ХII созыва «Об итогах выполнения Обращения трудящихся района по достойному выполнению заданий 5-летки за 4 года 9 месяцев». В решении сессии было сказано о том, что трудящиеся района проделали значительную работу по досрочному выполнению заданий пятилетки за 4 года 9 месяцев, включившись в соцсоревнование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Далее указано, что, претворяя в жизнь, решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» школы района в 1970 году добились повышения успеваемости учащихся до 90,7% против 87,2% в 1968 г. В постановляющей части говорится:
  … 5. исполкому райсовета, отделу народного образования .... до конца 1970 года ввести в эксплуатацию пристрой Нюрбинской средней школы № 2 …. Подписались заместитель председателя исполкома Червякова Е. В., секретарь исполкома райсовета Федоров Ф. Г.
  Пристрой с 6 классными комнатами и спортивным залом сдан в эксплуатацию 7 ноября 1970 года.
  В то время с 1967 г. директором НСШ №2 работал Скороженко П. Г. - ветеран Великой Отечественной войны. До назначения директором работал зам. начальника по политчасти и секретарем парткома Амакинской экспедиции. Таким образом, имел опыт руководящей работы и высшее педагогическое образование (Иркутский пединститут). Жил рядом со школой по улице Молодежная (переименованной в 40 лет Победы). Жена Анна Максимовна Скороженко работала в Амакинской экспедиции экономистом. Имел двоих сыновей Павла и Алешу. Алеша учился у меня по математике в 5, 6 классах. Учился хорошо, участвовал на математических олимпиадах. До моего прихода организаторами внеклассной работы были Матвеева А. П., Харитонов Н. И., Ралко Г. А.
  О Матвеевой А. П. Павел Гаврильевич говорил, что Александра Петровна добросовестно следила за трудовым распорядком дня, не отходя от школы ни на шаг в свои дни дежурства. Харитонов Н. И. часто заходил в райисполком, интересовался жизнью района, особенно его волновали вопросы народного образования и культуры. По пути решал и свои домашние, хозяйственные дела. Получил квартиру и кое-что из мебели. Посещал собрания, концерты, театры. Имел талант выступать с речью на различных собраниях и высказывать свое мнение на страницах газет. Поручения выполнял быстро и добросовестно. Принимал активное участие в проводимых районных мероприятиях, мобилизуя педколлектив НСШ №2 и учащихся этой школы. Меня всегда назначали председателем организационного комитета по проведению районных культурных, спортивных мероприятий, зональных смотров художественной самодеятельности, ысыаха, семинаров, конференций и. т. д. Ежегодно в п. Нюрба проводили праздник «Проводы Зимы», сдачу норм ГТО, зимние лыжные спартакиады, смотры художественной самодеятельности, в которых участвовало все население района. Массовость была самая высокая. Коллектив учителей и учащихся НСШ №2 принимал активное участие также как и другие коллективы организаций, предприятий, совхозов района. Николай Иванович проводил краеведческую работу. 30 марта 1973 года провел краеведческую конференцию учителей на тему» Ленинский район Якутской АССР за годы Советской власти», на которую была приглашена я.
  К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина НСШ №2 добилась значительных успехов в учебно-воспитательной работе. Например, в 1-4 классах обучалось в 1969-70 у.г. 421 ученик, из них по итогам 1 полугодия не успевало 13 человек (98 %). По школе из 860 учащихся 801 успевало, из них 52 отличника (это половина всех отличников школ района) и 295 учились только на «4» и «5», что составляло 40 % всех учащихся, успевающих без троек.
  В 1969-70 учебном году первой в районе школа перешла на новые учебные планы и программы. В январе 1970 г. районный отдел народного образования провел семинар на опыте работы учителей начальных классов НСШ №2. Слушателями семинара были учителя начальных классов, которые в будущем году должны были принять первоклассников и обучать их по новым программам. Всего их было около 50-ти. Выступали:
  1. Иннокентьев Н. И. - инспектор РОНО «Отличие новых программ от старых».
  2. Афанасьева К. И. - завуч НСШ №2 «Как мы внедряем новые программы и планы»
  Учительница 1 «а» класса Пахомова З. И. поделилась опытом работы по новой программе в 1 полугодии данного учебного года, а Рокина Г. М. - о воспитательной работе с введением новой программы. На следующий день учителя посетили уроки чтения, письма и математики. Уроки были одобрены слушателями семинара. Учителя школы в следующие учебные годы трудились над внедрением новых планов и программ. Всей этой работой руководила зам. директора школы Афанасьева К. И.
  Летом 1973 года кончились полномочия депутатов райсовета XII созыва. Я решила вернуться в школу и работать по специальности. Скороженко П. Г. пригласил меня заместителем. Он также был депутатом райсовета, работал председателем постоянной комиссии молодежи. По депутатской работе у нас была постоянная связь. Я согласилась, был издан приказ заведующего РОНО Иннокентьева Н. Н. Договорились приступить к работе с 1 октября 1973 года. Я уехала на курорт в Архипо-Осиповку, получив путевку в Совете Министров ЯАССР. Возвращаясь с курорта, я остановилась у брата Червякова Иннокентия Васильевича. Его жена, Червякова Мария Степановна, отличник народного просвещения, делегат Всесоюзного съезда учителей 1968 года, преподавала химию в одной из средних школ Ленинграда. Она меня познакомила с учительницей математики Ниной Николаевной (фамилию забыла). Я посещала ее уроки в 5 классе. Она мне подарила 7 штук книг - дидактический материал. Павел Гаврильевич мне говорил, что я буду вести уроки математики в 5 классах по новой программе. Таким образом, подготовку к преподаванию математики в 5 классе я прошла в средней школе г. Ленинграда. Меня ждала и работа заместителя директора, поэтому мне пришлось ознакомиться со всей учебно-воспитательной работой школы, где директором школы работал опытный педагог. Кроме математики я посещала и другие уроки, ознакомилась с оформлением учебных кабинетов. Мне понравился урок химии Марии Степановны, ее кабинет и лаборатория. Приехав в Нюрбу, пошла работать 1 октября.
  Учащиеся оказались те, которые прошли учебу по новым программам у Рокиной Г. М. и Пахомовой З. И. В 4-ых классах математику преподавала Железнякова Л. И. и она продолжала учить их в сентябре. У нее приняла 5 «а» и «б» классы, получилось 12 часов в неделю. Стала преподавать, уже подготовившись, поэтому особых затруднений не было. Работать завучем стала с Афанасьевой К. И., которой исполнялось 50 лет в том году. Она в 1974-75 учебном году перешла на преподавательскую работу. Моей напарницей стала Федорова Вера Буглановна, которая преподавала русский язык и литературу. Она работала на полставки завуча, имела высшее образование (окончила пединститут в г. Улан-Удэ).
  С 1975-76 у.г. прибыла из Усть-Неры Оймяконского района Гончарова Л. В., стала работать организатором внеклассной воспитательной работы. Окончила Таганрогский пединститут, преподавала математику. Она у нас проработала 4 года. Людмила Васильевна была членом КПСС. Работала секретарем ППО. Один из руководителей школы состоял руководителем (секретарем или заместителем) парторганизации. Это мы решили, чтобы не было разногласия между администрацией и партийной организацией в руководстве школой.
  При знакомстве с администрацией средней школы г. Ленинграда я обратила внимание на стиль руководства, на научную организацию труда учителей и учащихся. НОТ внедряли и на других предприятиях, организациях, совхозах нашего района и в других районах республики. С опытом этой работы ознакамливали нас - руководителей района, обком партии и Совет Министров ЯАССР на семинарах и экскурсиях. Помню четкую, слаженную работу «Сельхозтехники» Мегино-Кангаласского района в 1970 г., совхоза им. Степана Васильева (дир. Прокопьев Н. И.), Мирнинского авиаотряда и др.
  Директор вышеуказанной школы хорошо проинформировал меня и снабдил некоторой литературой. У меня были материалы по НОТ В. И. Ленина и Н. К. Крупской. Как только я приступила к работе заместителя директора в 1973 г. стала внедрять элементы НОТ, проще говоря, четкий распорядок дня. Павел Гаврильевич Скороженко одобрил эту работу. Позже, купив книгу «НОТ школьника» Русакова, снабдили всех классных руководителей этой книгой. Учителя оформили уголки в учебных кабинетах, был уголок и в коридоре школы. Проводили семинары учителей, выступали перед родителями. В школе работал совет НОТ, который координировал деятельность учителей и учащихся. Председателем совета была я.
  Упорядочили:
  1. Расписание уроков, кружков, факультативов и других внеклассных мероприятий.
  2. Дежурство учителей на вечерах, в школе во время праздников, в холодные дни недели, во время учебных занятий и т.д.,
  3. Чтобы сэкономить время учителей, проводили объединенные собрания (комсомольско-партийные, партийно-производственные, открытые партийные, педсоветы и методсоветы, малые педсоветы и совещания при директоре, при завуче и т.д.)
  При этом устанавливался строгий регламент. Собрания проводились не больше 1 или 1,5 часов. Политзанятия, различные собрания старались проводить во время каникул детей. Коллектив учителей, состоящий из 50-ти человек, а учащихся - более 900 человек, успевал выполнить огромную работу только благодаря слаженному труду. Строго велся учет общественно-полезного труда и труда учителей в совхозах во время уборки урожая. Посещаемость со стороны детей и учителей была отличная, не было и пререканий в организационных вопросах. Было коллегиальное руководство, все проводимые мероприятия обсуждались заранее, каждый хорошо знал свои обязанности. Учителя и учащиеся выполняли их четко и добросовестно. Не помню, чтобы где-то был большой «прорыв» и за что-то нами были недовольны вышестоящие органы. В конце каждого учебного года весной составлялся план по всем направлениям учебно-воспитательной работы с анализом проведенной за год работы. Осенью вносили коррективы и утверждали план на педсовете в начале сентября. Любая работа без плана не проводилась. По предложению РОНО мне пришлось выступить по НОТ перед руководителями школ. Приходили перенимать опыт работы и завучи, и директора школ, приезжали даже из г. Вилюйска.
  По учебной работе можно сказать следующее: шел переход на новые учебные планы и программы, менялись учебники, учебные пособия. Учителям было трудно перестраиваться. Трудности заключались в следующем. Все мы знаем о том, что общее образование состоит из трех ступеней, соответствующих основным этапам развития учащихся: 1 ступень - начальное образование (срок обучения 2,3 года), 2 ступень - основное (базовое) образование (срок обучения 5 лет), 3 ступень - среднее образование (срок обучения 2,3 года).
  С 1968 года работал клуб «Геолог». Руководили клубом геологи Амакинской экспедиции Дорганов Г. Ф., с 1971 г. Антон Александрович Ярош, после него Коптиль В. И. Выпускники получали удостоверения вместе с аттестатом. Получили удостоверения примерно около 60 учащихся с правом преимущественного поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Они получали геологическое образование и работали по специальности. Школа имела самую тесную связь с геологами Амакинской экспедиции. Ежегодно проводились геологические походы, краеведческие конференции, встречи-вечера с работниками геологии, посещение музея экспедиции и др.
  С 1973 года работал клуб «Юный пилот». Первым руководителем был Федоров Петр Иванович. После окончания выпускники также получали удостоверения для поступления в авиационные институты г. Риги и г. Киева.
  Был осуществлен своевременный переход на кабинетную систему обучения. Лучшими в районе считались учебные кабинеты немецкого языка (Бойко С. Д.), английского языка (Диденко Г. В.), химии (Скрипка Г. П.), русского языка и литературы (Перфильев П. В.), биологии (Гаврилюк А. М.), начальных классов, учебные мастерские и кабинет машиноведения (Черемшин А. В.), спортивный зал (Очуров Ю.П.).
  Успешно завершен переход на новые планы и программы. Хорошо поставлена педколлективом, администрацией школы работа с родителями, с общешкольным родительским комитетом. Ежегодно проводились конференции родителей, отцов и матерей, систематическое участие родителей во всех делах школы. Добросовестно работали председатели родительского комитета Нечаев И. И., Саввинов В. А., Полунина Л. И., Удод А. Н. Особенно организованно проводились конференции матерей в 1975 году в клубе «Геолог». Организована выставка поделок учащихся, выпущена стенгазета, посвященная участникам конференции, открыли ларек для продажи сувениров, в том числе золотых колец, сережек, кулонов и других вещей (в то время цены недорогие, товары были дефицитные) Это удалось мне по старой памяти договориться с председателем райпотребсоюза. Будучи завучем школы, конференцией руководила я. Доклады делали Афанасьева К. И. - завуч школы, Трухонина Р. И. - врач, Иванова Ф. П. - народный судья. После конференции учащиеся выступили с концертом художественной самодеятельности.
  Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию учащихся. В этом заслуга всего педколлектива, в частности, Скороженко П. Г., старшей пионервожатой Олесневич Н. Ф., физрука Очурова Юрия Павловича, военруков Бобыкина В. Я., Глушко В. П., Дохтурова В. А.
  Бобыкин В. Я. имел звание прапорщика, Глушко В. П. - подполковника, Дохтуров В. А. - сержанта. Об этой работе пишет П. Г. Скороженко, участвуя в республиканских педчтениях: «Большое внимание в школе уделяется вопросу физического воспитания. Успешно идет сдача норм на значок ГТО. «Золотой» - 126, «серебро» - 232. В школе - соответствующая материальная база для проведения физического воспитания, в 1970 году сделан пристрой к школе - прекрасный физзал. Он был полностью оборудован спортивными снаряжениями и инвентарем. Проводились секции: баскетбольная, волейбольная, лыжная, легкой атлетики, штанги. Шестой год подряд школа уверенно занимала первые места в районе по баскетболу, лыжам, легкой атлетике. Команда волейболистов в составе учащихся девятых классов Григорьевой, Сайфутдиновой, Кравец, Алексеевой, Иннокентьевой, Пермяковой, Горбатовой стали победителями в соревновании по республике и вошли в состав сборной. Участвовали в зональных соревнованиях в г. Улан-Удэ. Три года подряд школа по физической подготовке занимала первое место в районе. Физическим воспитанием в школе руководил Очуров Ю. П. Ребята очень любили его уроки, так как они проходили очень интересно и увлекательно. О достигнутых успехах говорит любовно оформленный уголок, где собраны кубки, вымпелы, в аккуратно застекленных рамках - дипломы, грамоты. Хранится переходящее знамя районного спортивного общества. Юрий Павлович на уроках физкультуры, на тренировках, в секциях прививал учащимся любовь к спорту, учил дружбе, товариществу, взаимной выручке. Он много работал над повышением своего педагогического мастерства, изучал опыт передовых учителей, тренеров. Его педагогическое мастерство отмечено Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, а в 1972 году он награжден значком «Отличник народного просвещения РСФСР».
  Военно-техническая подготовка учащихся осуществлялась в процессе обучения на уроках начальной военной подготовки, в предметах политехнического цикла, уроках машиноведения. В течении пяти лет учащиеся 9-10 классов изучали автомобиль и мотоцикл. Работали кружки авиамоделирования, судомоделирования, моделирования на уроках трудового обучения. В этом году были изготовлены модели нескольких типов самолетов, собран спутник Земли, несколько ракетных установок, радиоуправляемый автомобиль. По итогам детского технического творчества среди школ района мы заняли 1 и 2 место.
  Важным событием в жизни нашей школы явилось введение в старших классах начальной военной подготовки. Для проведения НВП были созданы все необходимые условия: оборудован военный кабинет, где были размещены многочисленные военные плакаты и другие наглядные пособия для изучения программного материала. Хорошо оборудован автокласс, в котором старшеклассники совмещали производственное обучение с военно-технической подготовкой по вождению автомобиля и мотоцикла. Военруком в школе работал прапорщик Бобыкин Владимир Яковлевич - отлично подготовленный руководитель, в совершенстве знающий свое дело, требовательный и справедливый. Старшеклассники, да и все учащиеся школы относились к нему с большим уважением. К каждому уроку он готовился тщательно, составлял подробный план, намечая какие методические приемы будут применены на каждом этапе урока. Заранее готовил материальную часть к знаниям: оружие, оборудование. При изложении материала использовал плакаты, различные технические средства - фильмоскопы и аппарат «ЛЭТИ», эпидеоскоп и кинопроектор. Уроки проходили очень интересно. Учащимся очень нравились уроки начальной военной подготовки, занимались прилежно, упражнения и приемы выполняли охотно и, благодаря всему этому, прочно усваивали программный материал, почти все учащиеся по начальной военной подготовке имели отличные и хорошие отметки. В. Я. Бобыкин проводил немало внеурочных мероприятий. Руководил батальонной школой командиров и замполитов, которая работала по выходным дням. Организовывал встречи с военнослужащими, проводил военизированные игры, стрелковые соревнования, сдачу норм на значок ГТО.
  Военно-патриотическое воспитание способствовало формированию у молодого человека цельной системы взглядов и черт характера, поступков и навыков, которыми он обогащался, постепенно превращаясь в идейно зрелого, практически подготовленного гражданина Советского Союза. Отлично поставленная работа по военно-патриотическому воспитанию благотворно влияла на весь учебно-воспитательный процесс. Успеваемость учащихся из года в год повышалась. «Если в 1966-67 учебном году она составляла 87%, то в 1973-74 - 98.3%. сокращается количество второгодников, улучшается качество знаний. На хорошо и отлично учится 246 человек, отличников 49. в нынешнем году 5 отрядов имеют полную успеваемость. Учащиеся активно участвуют в общественно-полезном труде. В прошлом году убрано картофеля в совхозе «Нюрбинский» 42 га. Строительная бригада «Юность 74» произвела ремонт физкультурного зала…» Так пишет директор Нюрбинской СШ №2, отличник народного просвещения РСФСР, командир батальона игры «Зарница» Скороженко П.Г. в 1974 году.
  В нашей школе с 1980 г. работал факультет «Интернациональное и патриотическое воспитание» университета культуры музея «Дружбы народов» (директор Уткин К. Д.). Сотрудники музея и директор Уткин К. Д. систематически проводили беседы в нашей школе на тему: «Герои экспозиций рассказывают», устные журналы, принятие октябрят в пионеры, открытые уроки в музее и т.д. Также методические объединения проводили свои занятия в данном музее. К. Д. Уткин был в школе частым гостем, выступал на родительских собраниях, политзанятиях. Его дочь Катя Уткина училась в нашей школе. В те времена с 1973 - 1983 коллектив учителей по образовательному уровню и по возрасту (35 - 50 лет, в году приходило по 1 - 2 молодых учителя) был самый опытный, стабильный. У всех было соответствующее педагогическое образование. Следует отметить интернациональный состав учителей и учащихся. Директорами в то время работали: Скороженко П. Г. - украинец, Червякова Е. В. - якутка, Голыбдин И. Я. работал с 1981 года - мордвин. Среди учителей были русские, якуты, буряты, украинцы, латыши и другие. Национальный состав учащихся в 1979 году примерно был таков: русские - 463, якуты - 221, буряты - 14, украинцы - 32, белорусы - 4, другие национальности - 19 (узбеки, таджики и другие).
  Успехи учителей в учебно-воспитательной работе можно объяснить творческой атмосферой, поисками новых путей усовершенствования своего мастерства, постоянной работой над своим самообразованием, систематическая учеба на политзанятиях, семинарах, открытых уроках и т.д. В последние годы пропагандистами были Кондакова И. В. для коммунистов, Романова А. Г. в другом предприятии, Червякова Е. В. для учителей Нюрбинской СШ №2. Ее опыт работы распространен в районе, выступила по радио и на странице районной газеты. Она занесена на Доску почета политпросвещения РК КПСС. В то время первым секретарем РК КПСС работал Томтосов А. А. Организатор Гончарова Л. В., Бойко С. Д. систематически и планово проводили семинары классных руководителей, Гончарова Л. В. - психологический семинар для учителей. По строгому учету учителя направлялись на курсы повышения квалификации в институт усовершенствования учителей в г. Якутск и в другие города Советского Союза. Например, я проходила курсы библиотекарей в 1957 году, инспекторов РОНО в 1967 г., математиков в 1974 г. в г. Якутске, в г. Томске 1976г., директоров школ в г. Хабаровске в 1980 г., завучей в г. Мирном в 1977 г. Кроме этого, в 1975 г. мною был создан методический кабинет. Помог открыть директор школы Скороженко П. Г. Весной при проведении текущего ремонта школы он перенес школьную библиотеку в учительскую, переоборудовав ее для работы методкабинета учителей и библиотеки. Павел Гаврилович всегда поддерживал инициативу своих подчиненных. Создана библиотека учителей, состоящая из 800 книг педагогического и методического содержания. Например, «Библиотека директора школы», «Библиотека преподавателя математики» и другие библиотеки для преподавателей. Выписывались газеты и журналы для учителей: «Народное образование», «Начальная школа», «Педагогика» и другие. Оформлялись уголки «Помощь учителю», «Новинки литературы», «В помощь самообразованию», «Материалы для аттестации», «НОТ учителей», «НОТ учащихся», «Профсоюзный уголок», «Уголок политучебы» и т.д. Стенды постоянно обновлялись, менялись. Выпускались плакаты «Готовимся к аттестации», «Аттестация - смотр творческой работы учителя», «Аттестация - смотр сил, равнение на передовых», «Игра «Зарница», выставка творчества учащихся, итогов экзаменов, годовых контрольных работ, выставка лучших тетрадей учащихся, сочинений, рефератов и т.д. Выпускались каталоги библиотеки учителей «Современный урок», «Самообразование». Хранились отчеты и планы работ методобъединений, методического совета и методкабинета, учебно-воспитательный план школы текущего года и предыдущих лет.
  Были оформлены альбомы: «История школы №2», методических объединений, альбомы предметных недель, олимпиад («Наша олимпиада», «Неделя математики», «Неделя географии» и т.д.), «Наша школа на страницах газет», «Опыт учителей начальных классов» и другие. Выпускались стенды посвященные передовым учителям. Опыты работ учителей не оставлялись без внимания, доводились до сведения коллектива постоянно. В 1979, в 1984 годах выпущены рукописные журналы, где помещались доклады учителей, одобренные институтом усовершенствования учителей. Систематически выпускали стенгазету «Учительская газета».
  В школе работал методсовете и педобщество под руководством Червяковой Е. В., членами были председатели методических объединений. Хорошо помогали Степанова В. Н., Черемшин А. В., Максимова А. Ф. - машинистка, Аргунова Н. П. - библиотекарь, Каликина Т. М., Блинов С. Е., Мамрукова З. В., Романова А. Г., Надежина В. А., Железнякова Л. И., Олесневич Н. Р. и другие.
  Организованно прошла первая аттестация учителей в 1978 г. Впервые в школе и в районе проводились творческие отчеты учителей с осени 1976 г. В ноябре отчитались учителя иностранных языков, в декабре - учителя начальных классов. В феврале 1977 г. - учителя русского языка и литературы, в марте - учителя труда, физкультуры, пения, в апреле - учителя истории, в мае учителя математики и физики. Отчеты проводились с демонстрацией учебных пособий, планов, отчетов, наглядных пособий в учебных кабинетах. Опыт нашей школы переняли другие школы и учителя музыкальной школы. Аттестация прошла организованно в январе во время каникул в 1978 г. Аттестовано 33 учителя, из них 16 прошли с поощрением.
  Школа ежегодно работала над какой либо проблемой, учитывая результат проведенной учебно-воспитательной работы за предыдущие годы. В течение 5 лет коллектив работал над проблемой «Дифференцированный подход к учащимся в обучении и воспитании». С 1976-77 учебного года работал над проблемой «Учить учиться, мыслить и говорить». Было принято обращение ко всем коллективам школ района, которое одобрило бюро РК КПСС «Каждому уроку - отличную подготовку!». Учителя изучали опыт московских учителей, обобщенный АПН СССР, его действительным членом Ю.К. Бабанским, доктором педагогических наук, профессором. Его книги «В поисках оптимального варианта», «Комплексный подход в учебно-воспитательном процессе» изучали на педсоветах, семинарах, научно-практических конференциях. Совместно с коллективом школы №1 провели научно-практическую конференцию «Выбор оптимальных методов обучения» (по Бабанскому Ю.К.). Изучали труды Сухомлинского, Макаренко и других. Учителя Макарова В.К. (математик), Кухаренко Н.Т. (физик) применяли на уроках методы Шаталова. Провели по методу московских школ педсовет: «От творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу». Также применялись методы волгоградских, татарских, новосибирских и других школ России.
  В своей работе я руководствовалась библиотекой директора школы, книгами «Инспектирование школ», «Внутришкольный контроль», «Методы инспекторской проверки в школе», книгой Горской «Организация учебно-воспитательной работы в школе» (книга для завучей) и другой методической литературой. Директор Скороженко П. Г. замечал что-нибудь новое и спешил перенять. Инициативными были Гончарова Л. В., Бойко С. Д., Железнякова Л. И. - председатель профсоюзной организации, Надежина В. А. - председатель методобъединения учителей начальных классов, Романова А. Г. - председатель профкома и многие другие. Благодаря усилиям педколлектива школа вышла на передовой рубеж. Был распространен опыт учителей начальных классов по всей республике. Одобрены ИУУ многие доклады учителей школы и распространен их опыт. На предметных олимпиадах по математике, физике, химии наши учащиеся занимали по району первые и призовые места (математики Кобзева, Блинова, Червякова, Макарова, химик - Скрипка, физики Кухаренко, Блинов). Поощрение получали по русскому языку и литературе Перфильев П. В., Федорова В. Б., Васильев Е. И. Степанова В. Н. хорошо готовила детей к олимпиадам по черчению и изобразительному искусству. Ее дети также занимали призовые места. Помню, в 1986-87 учебном году ученица 5 «б» класса, где я работала классным руководителем, Дина Иванова заняла первое место по изобразительному искусству в районной олимпиаде, по краеведению (Тимофеев Т. С., Мамрукова З. В.) учащиеся также ежегодно занимали призовые места, биолог Гаврилюк А. М. со своими кружковцами готовила выставку цветов и участвовала на районном смотре. По смотру строя и песни учащиеся, начиная с 4 - 10 класс, в районе были всегда впереди, по спорту (Очуров Ю. П.) каждый год наши дети занимали первые места, только один год - второе место. В школе систематически проводились предметные недели, два тура предметных олимпиад, Аргунова Н. П. - библиотекарь совместно с учителями проводила «Книжкину неделю», работал кукольный театр. Уроки передовых учителей считались всегда открытыми. Список составлялся и доводился до сведения учителей и родителей. Желающим предоставлялась возможность посещать любой урок. Организовывалось наставничество опытных людей над молодыми и начинающими. Проводились систематически контрольные работы, анкетирование учащихся, составленные завучем и директором по всем предметам: по химии, физике, математике, истории, русскому языку, литературе, в начальных классах два раза в год проверялась техника чтения, четвертные, полугодовые, годовые контрольные работы. Проводились тематические математические диктанты, контрольные работы во всех классах.
  По игре «Зарница» команда школы №2 заняла 1 место в районе, затем - в республике и участвовала во Всесоюзной финальной игре в г. Ленинграде в 1975 г. (военрук Бобыкин В. Я., физрук Очуров Ю. П., командир батальона Скороженко П. Г., старшая пионервожатая Олесневич Н. Р.). В 1980 году, заняв первое место в районе, команда участвовала в г. Якутске на республиканской игре «Зарница». Команда состояла из учеников 7 «б» класса, командир - Иванов Андрей, классный руководитель Тимофеев Т. С., старшая пионервожатая Олесневич Н. Р., военрук Дохтуров В. А., физрук Очуров Ю. П., директор Червякова Е. В. Преподавателями Тарасовым Н. Т., Черемшиным А. В. качественно велись уроки машиноведения и практика по вождению автомобиля. На соответствующем уровне велась начальная военная подготовка Бобыкиным В. Я., Глушко В. П., Дохтуровым В. А.
  Длительное время старательно работали заместители директора по хозяйственной части Афанасьев И. Н., Иванова В. Ф., Софронова Александра. Помню, вместе с Ивановой Верой Федоровной целую неделю спасали отопительную систему школы при температуре - 67 градусов в 1978 г., благодаря нашим стараниям здание школы не пострадало. Вообще, больших аварийных ситуаций не было. В 1980 году отопительная система была подключена к котельной Амакинской экспедиции (нач. Битюков А. Д., зам. начальника по хозчасти Копченов А. В.). Средства на капитальный ремонт выделило Министерство просвещения ЯАССР. Министром просвещения ЯАССР в то время работал Шарин Н. И., со стороны районного руководства никакой помощи не было. Помогали родители и предприятия. Ежегодно проводился качественный ремонт здания, помогали сами учителя, в школе было самообслуживание в связи с введением общественно-полезного труда.
  Приобреталась мебель через районо и, в основном, покупали сами столы, стулья, скамейки. В мою бытность куплены были телевизор для читального зала библиотеки, баян, аккордеон, пианино, материалы для штор, обновлены все учебники, приобреталось много книг для детей, учителей. Командир Нюрбинского авиаотряда Дергилев И. С. подарил школе два стола для буфета, телевизор для учащихся начальных классов, шифоньер, столы, 2 мягких кресла для учительской. В то время председателем профсоюзной организации была Железнякова Л. И. Благодаря ей мы и получили эту замечательную мебель, которая служит до сих пор. Расширили здание мастерской сами учителя Черемшин А. В., Очуров Ю. П., Аланныров П. Г. - рабочий школы. В заготовке стройматериалов участвовали завхозы, Очуров Ю. П., Черемшин А. В., Васильев Е. И. и др.
  Много проводилось субботников и других работ силами учителей. Надо сказать, что учителя и учительницы (никто в стороне не стоял) были настоящими чернорабочими, умеющими выполнять любую физическую работу. Когда работали на сенокосе в Сюльцах, учительницы не унывали и не паниковали, если не было у них орудия труда. Помню, Надежина В. А., Ралко Г. А. и др. сходили в лес и быстро смастерили себе по моему описанию наподобие вил (якутский атырдьах) и прекрасно орудовали этим изобретением. До сих пор перед глазами вижу Валентину Андреевну с ее видной фигурой с мешком капусты на плече, идущую по капустному полю во время уборки урожая в Антоновке. Были разные случаи, которые были неожиданными, незапланированными. Нужно было их решать в данную минуту. Помню, случай в клубе «Геолог» во время дискотеки. Надежда Тимофеевна мне сообщает по секрету, что в гости идет к нам некоторая компания. Я выскакиваю на улицу одна, прошу закрыться и никому об этом не говорить. Осень, темно, я стою на крыльце, как постовой. Компания из детей среднего звена останавливается, увидев меня. Для них эта картина вырисовывается неожиданно. На якутском языке сообщаю, что к нам идут дружинники-родители во главе с милиционером. Сообщение доброжелательное, секретное. Прошу расходиться. Дети моментально растворяются в темноте, я спокойно иду к своим в зал. Осенью 1981 года, работая на уборке картофеля, наши старшеклассники не нашли общий язык с некоторыми сельскими парнями. Галина Дмитриевна Кобзева своей солидной фигурой, заслоняя дверь, не пропустила в здание интерната никого, кроме своих. Мне пришлось ехать в Марху улаживать эти дела. Провели беседу в наслежном совете. Видимо, были виноваты наши. Пришлось находиться там 3 дня и вести разъяснительную работу. Дети проработали положенное время и выполнили норму в срок, благополучно вернулись домой. Это я рассказываю из множества случаев.
  Повышая эффективность проводимых уроков, усовершенствуя виды внеклассной работы, становясь мастерами педагогического труда, учителя добивались определенных успехов. Если в 1973-74 у.г. было 715 учащихся из них успевало 98,3%, на «4» и «5» - 37,1%, в 1976-77 у.г. - 736 учащихся - 99% , 42,1% на «4» и «5». В 1980-81 у.г. более 900 учащихся, успевало 99,6 % и каждый второй ученик учился на «4» и «5». В данном учебном году было завершено обязательное среднее образование и педколлектив школы вышел на передовое место. Исполком районного Совета народных депутатов и райком профсоюза учителей организовали социалистическое соревнование между школами в две группы: 1) средние 2) восьмилетние. Соревнование состояло из 19 пунктов: учеба, воспитанность, уровень методической работы, кабинетная система обучения, укрепление материальной базы, трудовое воспитание, социально-общественная активность коллектива. По всем пунктам Нюрбинская средняя школа №2 вышла на первое место по итогам 1980-81 учебного года (директор Червякова Е. В., завуч Васильев Е. И., организатор Бойко С. Д., старшая пионервожатая Олесневич Н. Р., физрук Очуров Ю.П.). Школе выделили фонд на покупку автомобиля «Москвич». Педагогический совет решил выделить автомашину Шлемовой Валентине Дмитриевне. Занявшие второе место получили мотоцикл с коляской, третье место-бензопилу. Школа №3 заняла тогда первое место среди восьмилетних школ (директор Иванов А. А.). Еще три года я проработала заместителем директора Голыбдина Ивана Яковлевича с 1981 года. Затем последние три года преподавала математику и имела классоводство. Вела полную нагрузку, руководила математическим кружком, работала пропагандистом в школе, была председателем группы народного контроля и народным заседателем. С 1975 г. работала без второгодников с высоким качеством успеваемости.
  Прошла аттестацию в 1986-87 у.г. с поощрением. Награждена Почетной грамотой Министерства просвещения СССР и в этом же году меня наградили Почетной грамотой РОНО за лучшую подготовку команды юных математиков. Мои учащиеся заняли призовые места на районной математической олимпиаде. Моя ученица Бойнова Юля - 5 «б» кл. заняла первое место и другие учащиеся старших классов также заняли призовые места. В сентябре 1987 года я ушла на отдых и больше не работала.
  Всех учителей, работников Нюрбинской средней школы №2 поздравляю с 50-летием основания школы! Желаю всем доброго здоровья, отличного настроения, бодрости духа, успехов в учебно-воспитательной работе.

Червякова Евдокия Васильевна - ветеран тыла и труда, отличник народного просвещения РСФСР, Почетный гражданин Нюрбинского улуса.

Январь 2003 года.                    Нюрба - Якутск.

 

[новости][юбилей][история][школа сейчас][гостевая][карта сайта]
   
2003, © C.P.S. - Pro doma suo. Black banner.
Хостинг от uCoz