Воспоминания Каликиной Татьяны Михайловны (записано Афанасьевым Е.Б.)
Я родилась 20 января 1926 года в селе Булгунняхтах Хангаласского улуса, что в 125 км. от Якутска.
Булгунняхтах славился земляничными местами. Бывало, мы с мамой после утренней дойки прогоняем коров на пастбище, а на обратном пути собираем землянику. Дома мама давала нам землянику с молоком. Варенье мы не варили, т.к. сахара не было. Если кто варил, аромат разносился на всю деревню. Такой мне запомнилась родная деревня.
В детстве мы часто переезжали с места на место, что было связано с работой отца. В 1932 г. мы окончательно переехали в Якутск. Отец работал трактористом и одновременно он обучал трактористов, которые, в свою очередь, обучали других. Так младший брат отца обучал в 1933 г. курсантов в Нюрбе, среди которых был Иван Иванович Мордовской.
В школу я пошла в 1934 году, когда мне было без пяти месяцев девять лет. Так получилось из-за того, что отец учился в Москве, а мать болела тифом. В школу меня устроил брат, был старше меня три года. Устроил он и себя, но с большим опозданием. 15-е ноября я до сих пор воспринимаю как праздник: я впервые переступила порог школы.
Дальше все пошло, как по маслу. Училась я хорошо, в младших классах была отличницей, а в старших хорошисткой. Каждое лето на каникулы я выезжала в Табагу, что в 25 км от Якутска. Там жила моя тётя.
На красивом месте стояла Табага, - с одной стороны горы, а с другой ленская протока, по берегу которой простирались огороды колхозников. Я выезжала к тёте помогать поливать огород. Тётина средняя дочь была на год младше меня. И мы с ней были основной рабочей силой на огороде.
В старших классах я работала уже на колхозных огородах. Уже шла война. Вставать приходилось в 4часа утра, иначе могло не хватить воды для полива. В земле был вырыт котлован, в него вставлен железный бак примерно на 50 бочек. Водовозы на лошадях всю ночь возили туда воду с Лены.
А капуста находилась на берегу протоки, там воду накачивал ветряк.
Только после 9-го класса я не ездила в Табагу, так как меня в качестве бригадира послали на сенокос за 300 км от Якутска. В моей бригаде было 14 человек, все 6-ти и 7-миклассники, только один был из 4 класса. С этим четвероклассником Цеунчиком мы изрядно намучились. Делать он ничего не умел, продуктовую карточку тётя ему не дала (жил он у тёти), да ещё он ногу натёр, а так как часть дороги шли пешком, пришлось нести его всем по очереди на спине. Позже мы узнали, что Цеунчик был эвакуирован из Белоруссии.
Школу я окончила в 1944 году. Ещё шла война ... В том же году поступила в Астраханский институт водного транспорта (это был Одесский институт, эвакуированный в Астрахань). Но пришла телеграмма, что ехать надо сразу в Одессу, которую только что освободили от немецких захватчиков.
Целых полтора месяца я пароходом, поездом добиралась до Одессы. Училась в институте я на инженера - кораблестроителя. После 3-го курса поехала домой на каникулы. Обратно в Одессу родители меня не пустили. Сказали: "Учиться можно и здесь!". Мудрое решение.
Так я стала студенткой 3-го курса физико-математического факультета Якутского пединститута. Потеряла один год, да ещё пришлось разницу сдавать.
Окончив в 1949 г. физмат, я по направлению приехала в Нюрбу. Я попала в хороший коллектив Нюрбинской средней школы №1, где директором работал энтузиаст своего дела Александр Николаевич Чусовской. Наш биолог Борис Николаевич Андреев и Александр Николаевич весь коллектив школы "заразили" озеленением.
На пришкольном участке мы имели свой надел, где посадили чёрную, красную смородину, малину, землянику. Когда сажали деревья около школы, поливали вручную, как при пожаре передавая вёдра из рук в руки. И так делали несколько раз, пока деревья не прижились.
Более сорока лет прожил наш сад... Вообще Александр Николаевич большое внимание уделял трудовому воспитанию. Однажды из Якутска приехала комиссия, видимо, по чьей-то жалобе: Чусовской эксплуатирует интернатчиков. В школе была лошадь, для которой сами ребята заготавливали сено. Когда они услышали, в чём обвиняют директора, возмущению их не было предела! В школе было печное отопление, дрова заготовляли учителя совместно с учениками. На сэкономленные деньги отправляли интернатчиков на учёбу, снабдив их всем необходимым.
Проработав в Нюрбе три года, я уехала в Якутск, где учился муж. Но эти три года остались в моей памяти навсегда. Ведь в то время вся культурно-просветительская работа среди населения проводилась силами учителей и учащихся. Доклады на научные темы, концерты учащихся и учителей - всё это заполняло наше свободное время.
Хоть и не было разнообразия в спортивных мероприятиях, но лыжами все увлекались. Из нашего класса Емельянов Аркадий отличился в республике, стал чемпионом по тройному прыжку. Вообще, в моём классе было много детей, увлекающихся спортом, особенно лыжным, например, это Иванов Семён, Захаров Кеша, Иванова Шура, Лыткина Людмила и др.
Я сама, ещё учась в 10 классе, окончила при горкоме комсомола курсы инструкторов лыжного спорта. Поэтому иногда сама ходила с учениками в лыжные походы.
В Якутске, работая в 3-й школе, я больше увлекалась внеклассной работой по математике: проводили математические вечера, викторины, выпускали газеты, делали модели. Завуч школы, Танас Зоя Ивановна, сама была математиком, поэтому следила, чтобы наглядные пособия, поделки, газеты сохранялись.
Через 8 лет работы в Якутске я снова вернулась в Нюрбинский район, так как мужа назначили во вновь открывающееся Маарское СПТУ. Я работала в Маарской семилетней школе физиком и математиком. Физику я вела только первые три года, поэтому я с радостью взялась за этот предмет. Кабинета физики в школе, можно сказать, не было. Поэтому по электричеству в 7-м классе мы делали практические работы с ребятами: поставили счётчик в школе, сменили все выключатели и поставили розетки. С девочками отремонтировали перегоревшие утюги и плитки. И как было приятно слышать от Емельянова Мая, что он во время зимних каникул сменил всю электропроводку дома в Жархане.
Вообще с сельскими детьми работать интересней, чем с городскими. Они живо откликаются на любое начинание, активны и любят трудиться. Например, в 6-м классе мальчик Коля (не помню фамилию) сделал модель шлюза так хорошо, что послали её на районную выставку.
В то время труд вели классные руководители, и его не оплачивали. Я вела кулинарию. Девочки быстро осваивали приготовление блюд, салатов, изготовление тортов, пончиков. В зимние каникулы мы устроили кулинарную выставку. Приезжали учителя из Мархи. Особенно всем понравился паштет из печени. А для учащихся провели математический вечер, в котором активное участие приняли учащиеся Мархинской школы, приехавшие на каникулы домой. Учебный год мы завершили походом в Нюрбу.
Вышли мы в 7 часов утра, заранее договорились с Николаем Николаевичем, учителем Жарханской школы, чтобы он перевёз наш класс через Марху. В Чаппанде попили чай у директора школы ( Васильев Давид был моим учеником ) и вечером пришли в Нюрбу. Назавтра мы сходили в Амакинский геологический музей, где нам показали алмазы, продемонстрировали их твёрдость, проведя алмазом по стеклу витрины и разрезав его. Потом мы сходили в инкубатор и закончили нашу экскурсию беседой в райкомоле.
Но на следующий год (1961г.) мужа перевели в Нюрбу и я перевелась в Нюрбинскую школу №2. Здесь я проработала 23 года.
|