Cемья крепка традициями
Когда смотришь из окна школы № 2 на улицу 45 лет Победы, мысленно представляешь, с чего и как начиналась эта улица, которая сначала была названа Молодежной.
Кажется, что это было совсем недавно, но прошло более сорока лет.
Интересно было наблюдать, как один за другим появлялись новые стандартные дома, их тогда называли щитовыми, финскими. Строили их быстро, невольно думалось, что они будут непрочными, недолговечными, не выдержат натиска суровой природы нашего края. Но опасения оказались напрасными. Стоят эти дома по сей день, и в них живут люди и довольны.
Итак, поселок рос на глазах. Амакинская экспедиция развертывала свою мощную деятельность по всем направлениям жизни.
Прибывали люди с разных концов страны, разных профессий, разных характеров. В основном это были энергичные, деятельные люди, сравнительно молодые, образованные. Многие из них стали известными всей стране. Среди них были люди высокого культурного уровня. Прибывали и рабочие.
В школу чуть ли не каждый день приходили новые ученики разных возрастов. Встал вопрос о строительстве новой школы. Она была построена за короткий срок. Это было большое радостное событие для всего поселка. В этом году школе 45 лет со дня основания.
В связи с этим хотелось бы вспомнить о замечательном человеке, который был одним из главных ответственных лиц за строительство Нюрбинской средней школы № 2. Это инженер-строитель Амакинской экспедиции Свиридова Мария Ивановна.
Можно ясно представить, как Мария Ивановна, оторвавшись на короткое время от забот и хлопот, смотрела на Вилюй, изменчивый и могучий, грозный и мощный в половодье весной, когда, казалось, сравнения ему нет. А берега его, нарядные особенно осенью, лесные массивы противоположного берега, ярусами возвышающиеся, уходящие вдаль, синеющие горы не могли не привлечь внимания человека. А небо над рекой, высокое, голубое, бездонное весной и летом, серое и низкое зимой! А закаты и восходы в разные времена года! Из года в год очаровывали эти картины ее и запечатлевались надолго, на всю жизнь.
Мария Ивановна не просто любовалась этими неповторимыми красотами природы сурового края, а чувствовала это и черпала в них силы, вдохновление.
Обладая богатым воображением, она мысленно представляла, как один за другим появятся ее строения и украсят берег седого Вилюя, который будет сиять вечной красотой.
Радостно сознавать, что многое удалось ей. Труд замечательной женщины, инженера-строителя, слился воедино с тем, что предстояло построить в поселке с помощью Амакинской экспедиции.
Работа работой, как говорится, у нее была семья, муж, четверо сыновей . Чуткая и заботливая жена и мать уделяла им должное внимание. Растить и воспитывать четверых сыновей - дело нешуточное, но Мария Ивановна справлялась.
Это было в 50-е годы. Амакинская экспедиция развертывала свою деятельность, инженеру Амакинской экспедиции, трудно приходилось. Но Марии Ивановне не привыкать преодолевать трудности. Сколько тревог пришлось испытать, как надо было преодолевать себя, выстоять, выдержать, чтобы начатое довести до конца. А сколько не спала ночей ! Мария Ивановна вставала утром рано, рассчитывала время по часам. Запасалась продуктами заранее, договаривалась, где купить яйца, молоко, картофель, капусту, чтобы поддержать семью. Конечно, в этом деле ей помогал муж, Федор Наумович, человек спокойный и сдержанный. Но ему приходилось по делам службы отлучаться от домашних дел, выезжать на отдаленные участки, подолгу дома не бывать.
Так шли годы, подрастали дети, один за другим они пошли в школу. Олег учился в 7 классе, Володя в 6-м, Игорь в 9-м, Саша - в начальных классах. Учились хорошо, отличались активностью и работоспособностью, участвовали в проводимых мероприятиях, были жизнерадостными. Сказывалось, что дети росли в трудовой семье, где слово не расходиться с делом. У них было у кого учиться, для них смысл жизни был ясен. Они учились у своих родителей целенаправленности и трудолюбию.
Трое из сыновей: Олег, Игорь, Володя закончили Львовский госуниверситет, стали геологами, работали в Амакинской экспедиции. Младший сын, Саша стал рабочим, живет в Айхале. Вот оно, материнское счастье женщины-труженицы, в беспредельной любви к детям.
Вера Дмитриевна Свиридова, супруга Олега, хорошо знавшая свою свекровь, с большой теплотой отзывается о Марии Ивановне как о человеке, производившем впечатление верующего не на показ, не ради самой веры, а истинно, разумно, благожелательно. Особенно запомнилось Вере Дмитриевне, как свекровь сдержанно, ненавязчиво давала напутствия и благословения, учила жизни. Она была достойной хранительницей очага.
Хорошо разбираясь в людях, она находила общий язык, умела заинтересовать человека, вести деловой разговор, отличалась самостоятельностью и объективностью суждений. Чувствовалась в ней образованность, культура общения, главное - естественность. В ее речи сказывалась убедительность, ясность, простота суждения. Без затруднения контактировала с простыми людьми.
Мария Ивановна воспитывала своих детей быть честными, правдивыми, искренними, справедливыми, верными долгу и, главное трудолюбивыми.
В преклонном возрасте, будучи на пенсии, она успешно занималась выращиванием овощей. Выписывала семена с учетом местных условий, этому научила своих сыновей и членов их семей, которые достойно продолжают дело своих родителей.
С твердой уверенностью можно сказать, что Мария Ивановна Свиридова - родоначальница династии геологов. Трое ее сыновей и невестка - геологи. Возможно, что и внуки продолжат ее дело. Кем бы они ни были, частицу ее труда, любовь к своей профессии, бескорыстие, они унаследуют.
Человеческие качества скромной труженицы, инженера-строителя Свиридовой, ее трудолюбие, порядочность и человечность всегда будут живым примером не только для ее родных и близких, но и многих других.
Можно твердо сказать, что жизнь была прожита не зря и сделано немало. Все это достойно внимания и памяти человека, сознательно устремленного в лучшее будущее, приближавшего его настоящим, своим скромным трудом.
В Нюрбинскую среднюю школу Олег, как мы уже писали, пришел будучи семиклассником. Скромный и сдержанный, Олег производил впечатление серьезного юноши. Обладая коммуникабельностью, он быстро сблизился со своими сверстниками. Тогда в Нюрбинской семилетней школе учились дети разных национальностей. Классы были русские и якутские. В школе царила атмосфера дружбы и взаимопонимания между детьми и учителями.
Самостоятельный и инициативный, Олег вскоре стал секретарем комсомольской организации школы. Он внес большое оживление в жизнь школьников-подростков, вовлекая их в общественную работу. При умелом руководстве старших, педагогов он достиг многого. Во-первых, число комсомольцев росло из года в год; во-вторых, повысилась активность учащихся, делались полезные дела, дисциплина крепла, повышался уровень воспитанности учащихся, полезная занятость положительно сказывалась на дисциплине учащихся. Олег и другие комсомольцы-активисты оказывали школе большую помощь во внеклассной работе: организовывали различные мероприятия, по своей инициативе проводили интересные вечера, викторины, не говоря уже о праздниках, участвовали в спортивных соревнованиях, устраивали концерты и выступления в Сюльцах, Кочае, Аранастахе, Антоновке.
Руководя комсомольской организацией, Олег вел кружок лепки, куда школьники ходили с большим интересом. Так из глины и папье-маше были изготовлены персонажи для сказок кукольного театра. Особенно успешно прошел просмотр сказки С. Маршака "Кошкин дом". Научившись делать куклы, летом в пионерских лагерях ребята самостоятельно изготовляли их, выступали с самодеятельностью. Затем старшеклассники под руководством учительницы Шахурдиной Ю. С. поставили на школьной сцене драму А. Островского "Гроза". Сцену соорудили сами старшеклассники.
По их же инициативе через Амакинскую экспедицию и авиа работников школа приобрела инструменты духового оркестра, договорились с руководителем. В школе начал свою работу духовой оркестр, первые выступления были очень эффектными.
Помимо развлечений, спортивных соревнований много трудились, заготовляли топливо. Исключительно важную роль сыграл Очуров Юрий Павлович, упорный и настойчивый. Он многому научил учащихся, физически закалял, укреплял волю, выдержку. Школа на соревнованиях, пока он работал, не уступала первых мест. В этом большая заслуга замечательного педагога. Его контакты со старшеклассниками, организация совместных выездов на строительные и сельскохозяйственные работы внесли свой заметный вклад в общее дело подрастающего поколения.
Общественно-полезный труд тогда был неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. С помощью комсомольцев, активных и инициативных, было сделано много. Приятно сознавать, какие замечательные специалисты вышли из этих бывших школьников-комсомольцев.
Первые выпускники средней школы № 2 ( 1958 г. ) группой по комсомольским путевкам выехали на строительство Табагинского мясокомбината. Своим трудом они доказали, на что способна молодежь при умелой организации.
Олег Федорович остался верным своим традициям, активным, стремящимся к лучшему. Он как родитель тесно связан со школой, всегда готов оказать ей помощь, поддержать хорошие начинания. В связи с 80-летием Комсомола провел интересные беседы со старшеклассниками, поделился своими воспоминаниями.
Закончив Львовский государственный университет, Олег Федорович и два его брата стали работать геологами в Амакинской экспедиции. На счету Олега Федоровича 20 полевых сезонов, при его участии открыто 78 кимберлитовых тел. Супруга Олега Федоровича имеет стаж геолога 14 лет. Они вместе трудились в Амакинской экспедиции. У них трое детей, младший Евгений учится в 11 классе, старший - инженер-авиатор, дочь Наталья окончила Новосибирский университет.
Второй брат Владимир Федорович - геолог, дослужил до пенсии, работал в разных местах, но, по его словам, всегда стремился быть в Нюрбе, тянуло больше всего именно в Нюрбе. Третий брат, Игорь Федорович, тоже геолог, последние три года перед выездом был начальником изыскательного отряда, недавно выехал в Челябинск.
Словом, это целая династия, династия Свиридовых, насчитывающая 174 года общего трудового стажа.
В этом большая заслуга их родителей - Свиридовой Марии Ивановны и Свиридова Федора Наумовича. Свиридовых можно отнести к числу тех, кто крепко связал свою судьбу с судьбой сурового края, ставшего родным.
Петр Перфильев, педагог.
|