[новости][юбилей][история][школа сейчас][гостевая][карта сайта]

 

Уроки жизни

  Мое знакомство с Егором Ивановичем состоялось в середине 9 класса, когда наша бессменная учительница русского языка и литературы Вера Буглановна Федорова уехала на длительное лечение. Какое-то время у нас постоянно менялись учителя. Уроки вели те, у кого было "окошко". Поначалу это нам даже нравилось, потом все же стало появляться смутное беспокойство.
   Однажды среди одноклассников произошел разговор о выпускных экзаменах. Кто-то высказал опасения, что по литературе мы сильно отстали и нам на экзамене придется туго. Наш класс до этого был на хорошем счету. Классным руководителем была Галина Петровна Скрипка. Этот разговор состоялся без неё. Надо сказать, что дискуссии на разные темы возникали у нас часто. В то время мы все с увлечением читали "Комсомолку", обсуждали свежие публикации. И потому было предложено отправить письмо в рубрику "Алые паруса". В ходе жарких споров самые осторожные из нас предлагали обратиться к директору школы или к классному руководителю. Но мнение большинства было за отправку письма в газету. Письмо было составлено, осталось его отправить в редакцию. Каким-то образом об этом узнали. В класс после уроков пришел директор школы Павел Гаврильевич Скороженко, человек очень уважаемый нами. Он попросил показать письмо. Вместе с ним мы обсудили наш поступок и возникшую ситуацию. Павел Гаврильевич очень мягко, корректно объяснил нам, что проблему должна и обязана решать администрация школы, что нельзя сгоряча совершать подобные поступки. Нам было стыдно. Он нам предоставил возможность самим выбрать учителя литературы. Было несколько кандидатур. Кстати, все они были достойные, опытные педагоги. После споров мы решили выбрать Егора Ивановича Васильева.
   Егор Иванович оказался очень требовательным, жестким мастером-педагогом. Трудно было заслужить его похвалу. Он не выделял никого ни в отрицательном, ни в положительном отношении.
   Литературу он преподносил нам как исследование человеческого сознания и подсознания, приоткрывание дверей в глубину психики, жизненных страстей, заставлял исследовать поступки литературных героев без излишней сентиментальности, не принимая союз с полуправдой. Он был влюблён в слово, в его магическое очертание на бумаге, в его звучание и могучую силу.
   В общении с нами он был всегда искренним. Он учил нас исследовать человеческий дух, мысли, ощущения и чувства, осмысливать поступки литературных героев и события в духе времени, тактично и ненавязчиво подталкивая к выражению наших чувств, порой очень смелых высказываний. Он укреплял в нашем сознании мысль, что литература - форма познания жизни, постепенно изменяющая отношение человека к жизни, что это увлекательное путешествие из мира внешнего в мир внутренний.
   На его уроках всегда существовала связь с историей, географией, обществоведением и даже математикой. Помню, в 10 классе мы проходили роман А. Н. Толстого "Петр 1". А незадолго до этого Егор Иванович, будучи в Якутске, посмотрел фильм "Юность Петра". Картина эта тогда только вышла на экран. Помню, с каким жаром он рассказывал о деталях этого фильма и советовал обязательно его посмотреть.
   Перед выпускными экзаменами у меня произошел конфликт с Егором Ивановичем: я обещала, но не сдала ему сочинения. За это он поставил мне "4" в аттестате по языку. Меня чуть не хватил удар - за все годы учебы у меня были одни "пятерки"! Но не зря говорят: "Что написано пером - не вырубишь топором". Вера Буглановна, к тому времени вернувшаяся с лечения, пыталась исправить эту несправедливость, но аттестат уже был у меня на руках. Единственно, чем она могла меня утешить, были её слова: "Не расстраивайся, Наташа. Я верю, что, куда бы ты ни поступала, русский язык сдашь на "отлично". И её слова сбылись.
   После "четвёрки" в аттестате я твердо решила поступать именно на филологический и доказать Егору Ивановичу свою правоту. Все четыре вступительных экзамена на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета ЯГУ я выдержала на "отлично". Преподаватели русского и английского языка спрашивали у меня, в какой школе и у какого учителя я училась, и передавали благодарность за хорошие знания.
   По семейным обстоятельствам после 3 курса я перевелась на заочное отделение. Осенью пришла работать в родную школу. Егор Иванович был тогда учебным завучем, руководителем школьного методобъединения учителей русского языка и литературы. После посещения моих первых уроков он указал на кучу ошибок. Я была подавлена. Потом он дал мне много рекомендаций, пригодившихся мне на практике. Прощаясь со мной, Егор Иванович ободряюще улыбнулся и сказал: "Наташа, те двойки, которые ты поставила ученикам, не их двойки, а твои. Ты сама оценила свою работу. Любой учитель обязан довести знания до ученика минимум на "тройку". Иди и работай. На меня не обижайся. Вообще я считаю, что университеты выпускают в основном научных сотрудников, а не педагогов. На вашем факультете мало внимания уделяется методике преподавания. Лучше было бы, если бы ты училась именно в пединституте. Но при желании многому можно научиться на практике. У якутов есть пословица, что объезженная лошадь всегда лучше. Это можно сказать и об учителе. Думаю, мои наставления помогут стать тебе хорошим педагогом".
   Педагогом я не стала - ни хорошим, ни плохим. После двух лет работы в школе № 2 была освобожденным секретарём комсомольской организации Якутского кооперативного училища, работала в парткабинете Нюрбинского авиапредприятия и с 1988 г. по нынешний день - в редакции улусной газеты. Уроки моих дорогих учителей Веры Буглановны и Егора Ивановича пригодились мне и в моей журналистской практике.
   Я благодарна судьбе, что довелось учиться у прекрасных учителей М. С. Пустовой, Г. Д. Кобзевой, В. Б. Фёдоровой, Е. И. Васильева, Н. Т. Кухаренко, З. В. Мамруковой, Г. В. Диденко, Ю. П. Очурова, Г. П. Скрипка, Р. Н. Разгулиной, Е. В. Червяковой, П. Г. Скороженко, В. Т. Копчёновой, В. Н. Степановой, А. М. и С. Е. Блиновых, П. В. Перфильева и мн. др. Имена их широко известны не только в улусе, но и за его пределами. Выпускники НСШ № 2 с любовью и уважением вспоминают своих учителей, чьим кропотливым трудом создавались авторитет и имя школы.
   Сегодня старейшему педагогу Егору Ивановичу Васильеву исполнилось 70 лет. Я от всего сердца поздравляю дорогого Егора Ивановича с юбилеем и желаю бодрости духа, долгих лет, счастья и благополучия.

Наталья СЕМЕНОВА, журналист.

 

[новости][юбилей][история][школа сейчас][гостевая][карта сайта]
   
2003, © C.P.S. - Pro doma suo. Black banner.
Хостинг от uCoz